Приобщение ребенка к миру прекрасного

07.04.2023

Приобщение к прекрасному начинается у ребенка  с первых дней. Теплые отношения между родителями и внимание к своему чаду, эстетическая атмосфера дома, игрушки, напевы народных колыбельных песен у кроватки – все это умиротворяет сознание и душу ребенка, настраивает на общение и развитие добрых чувств, облегчает первые шаги в большую жизнь. Если малыша дома окружают доброта и забота, гармония отношений взрослых, красивые простые вещи, книги, классическая музыка для детей,  игрушки, то это уже залог пробуждения чувств к прекрасному, каков бы темперамент и уровень способностей у него ни был. Наши отношения всегда зеркальны. На добро мы отвечаем добром, зло стараемся нейтрализовать, а красота мира формирует нашу внутреннюю красоту, которая, развиваясь, становиться активной художественной силой. Постижение искусства и мира в целом прямо пропорционально глубине человеческой личности.

Чтобы наши дети познали прекрасное, это должны очень сильно захотеть взрослые. Терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего малыша в новые игры,- непременное условие успеха.

Не деля мир на красивое и некрасивое, малыши, не умеющие говорить, демонстрируют доступными способами свои предпочтения: танцуют под мелодию, которая им понравилась, любят играть, в упоении разрисовывают ватман крупными мазками гуаши. Подрастая, дети выделяют книги, которые им нравятся больше остальных, колыбельные, что поет перед сном мама, выбирают любимый цвет в одежде и т.д.

Изначально ребенок творит по наитию, но вырастая и получая знания, считывает стандарты с окружающей среды, старается соответствовать им и находить то, что будет ему по нраву. А среда, которая формирует первоначальный вкус и расставляет ориентиры в мир искусства, это, конечно, семья. 

Родительская эрудиция вряд ли охватывает все области, которые отвечают за воспитание эстетических чувств. Чаще всего каждый вносит свой вклад в направлении, которое ему знакомо. И, если папа опытный любитель походов, с ним ребенку легко открывать для себя мир природы. А если мама умеет создавать красивые вещи, значит, с ней можно советоваться в подборе одежды, оформлении школьных работ или украшении своей комнаты. 

Путь к восприятию прекрасного всегда индивидуален. Но существует несколько рекомендаций общего характера для родителей, желающих развивать вкус детей: 

       Желательно использовать в домашнем декоре спокойные, не кричащие цвета. Обилие ярких акцентов может утомлять. Если же взгляд встречается с гармонично подобранными вещами, есть большая вероятность привыкания к такой красоте и восприятия ее как естественного образа жизни.  

       Любимые картины, фотографии, домашние растения, привезенные из поездок сувениры лучше размещать на видимом для детей уровне.  

       Не нагромождать на полках детские вещи и игрушки. Лучше использовать корзины, контейнеры и красивые коробки для хранения. Наводя порядок, можно предложить ребенку вместе расставить коробки по цветам или размеру, приучая его к аккуратности.  

       Поддерживать порядок вне дома: прививать бережное отношение к природе, не оставлять мусор после себя на улице или в лесу. Предложить ребенку на скучную лестничную площадку поставить растения в горшках, а во дворе  посадить цветы, поливать их и наблюдать за тем, как они растут.  Хочу такой сайт

       Выбирать для прогулок интересные места и во время гуляния изучать  природные материалы, обращать детское внимание на повседневную красоту: краски неба и листвы, суетливую работу в муравейнике, поющих птиц или то, как цветы закрываются на ночь. Вместе встретить закат и рассвет.  

       Расширять словарный запас словами, которыми можно описать свои предпочтения, и собственным примером побуждать детей использовать в речи сравнения и эпитеты. Рассматривая натюрморт, родитель может сказать: "Какие нежные цветы на картине, давай поищем такой букет для нашего дома". Или: "Ты так интересно смешал краски для рисования снеговика, что кажется, будто он по-настоящему холодный".  

       С учетом возрастных особенностей посещать театры и музеи. Если  рассматриваете произведения искусства,  внесите в короткую экскурсию элемент игры: попросите ребенка найти самую понравившуюся картину в выставочном зале, или отыщите картины, написанные в похожей цветовой гамме. Или предложить ребенку представить, что вы с ним находитесь внутри изображенного художником дворика: куда бы вы тогда отправились и кого могли встретить?  

       Выбирать детские книги с авторскими, а не шаблонными компьютерными иллюстрациями. Держать в свободном доступе альбомы с репродукциями, литературу об искусстве, географические журналы. Планировать путешествия в места с красивой природой и города, где можно увидеть шедевры мировой архитектуры. 

       Предоставлять детям свободу творчества: доступ к различным художественным материалам, удобное место для рисования или лепки, которое не страшно испачкать. Во время рисования, особенно совместного, можно слушать фоном любимую музыку и рассказывать детям о том, кто ее написал,  и какие музыкальные инструменты звучат в произведении.   Собирайте домашнюю библиотеку по искусству.  Дети очень любят использовать  различные художественные материалы. Они любят рисовать фломастерами, карандашами, акварелью, гуашью, пастелью. Хорошо, если вы будете подкладывать им эти материалы. Причем куда угодно. Совсем маленьким – на пол, тем, кто постарше, - на детский столик. А для детей постарше можно купить мольберт.

Дети открыты новому, и эстетическое восприятие мира для них начинается с выбора, который предоставляют родители: что слушать, что читать и на что смотреть. Так постепенно и развивается способность отличать уникальное произведение искусства от штампов, вырабатывается вкус и собственная чувствительность ребенка к  прекрасному.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.05.2023

Дата обновления: 23.05.2023

Дата публикации: 07.04.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».