Когда отдавать ребенка в школу?

12.05.2023

Казалось бы, о чем тут говорить: каждый год миллионы детей идут в школу, что в этом такого. Не мы первые, не мы последние. Но для родителей их ребенок, даже если он не первый и не последний, он единственный в своей неповторимости, и кто как не родители должны в полной мере позаботиться о нем в такой ответственный момент.

Дело в том, что если интеллектуальное развитие современных детей может опережать их календарный возраст, то степень физиологической зрелости ребенка, как правило, соответствует его возрасту. (Год от года этот растущий разрыв грозит нашему обществу утратой интеллектуального потенциала, сокрытого в наших детях. Подтверждение тому просто-таки обвальный рост школьных проблем, школьной дезадаптации.)

А родители, к сожалению, не различают эти вещи. Они смело ведут в школу детей, которым еще не исполнилось и шести, мотивируя это тем, что ребенок хорошо читает, считает и вообще очень развит.

С каждым годом возникают проблемы, о которых раньше и разговору - то не было. Может, надуманные они? Совсем нет. Любой из вас скажет, что сейчас стало жить гораздо труднее если не физически, то психологически. А что же говорить о детях? Ведь нельзя отделить учебу в школе от общего фона жизни. Психика детей подвергается страшнейшим перегрузкам, информационному буму, который обрушивается на них везде и всюду (одних вездесущих реклам достаточно, чтобы вызвать истощение нервной системы). И даже дома дети не находят покоя и защиты: родители нагружают их интеллектуально, не следят чтобы ограничить доступ к той многочисленной аппаратуре, которой напичкан сейчас любой дом (теле и видео, магнитофоны и компьютеры, планшеты забывая об эмоциональных потребностях детей, о слабости их волевых процессов. Добавим сюда экологию, оторванность от оздоровляющего воздействия природы.

Если учитывать все это, то наших детей нужно обучать не с 7, а с 8 лет, как это и было традиционно. И действительно, психология выделяет два детства: первое 4 – 7 лет и второе 8 – 11 лет. И отделяет их граница физиологической зрелости, то есть в 6-7 лет идет такое бурное «дозревание» различных систем организма (опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, нервной), что дополнительные нагрузки и неблагоприятные условия приводят к трудно исправимым физическим и психическим деформациям. Имеющиеся исследования показывают, что от 50 до 80 процентов детей этого возраста в той или иной степени не готовы к систематическому обучению в этой форме, в какой это сейчас осуществляется (сидение за партами).

Но почему же так получается, что именно родители и стремятся отдать ребенка в школу как можно скорее? К горькому сожалению, мы наблюдаем, что они решают при этом какие угодно проблемы, кроме одной: заботы о судьбе ребенка. Понятно, что это идет от незнания. Но часто бывает и так, что родители не хотят слышать никаких доводов, что говорится «Не знаю и знать не хочу».

Многие родители просто решают бытовые проблемы: детский сад далеко, а школа рядом. Дочь идет в школу и сына заодно с ней (притом, что сын на год с лишним младше), ведь когда заодно — это легче и проще родителям. Теперь школа с шести лет у всех на слуху и стала привычным явлением, и теперь родители уже настаивают на раннем приеме детей.

Готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, которые нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность. Назовем эти компоненты так:

- «ребенок хочет учиться» (мотивационный компонент);

- «ребенок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).

На определенном этапе развития (в основном к 7 годам) на первый план у здорового ребенка выходит познавательный или учебный мотив, у него появляется желание занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Если к этому моменту у ребенка не сформирован отрицательный образ школы, то он хочет пойти в школу. Важно узнать представления ребенка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет. Большинство детей отвечают, что там они будут играть на переменах (преобладает игровой мотив); заведут много новых друзей; будут заниматься. Когда ребенок «хочет учиться»; в школе его привлекает возможность узнать что-то новое, научиться делать то, что он еще не умеет. Бывают и такие дети, которые вообще понятия не имеют, что они будут делать в школе.

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее. Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения не достаточно, необходима психологическая готовность.

Простейшую проверку может провести воспитатель, психолог или сами родители:

- выясните, умеет ли будущий школьник заниматься одним делом в течение 20-30 минут.

- правильно понимать с первого раза простейшие задания.

- действовать точно по образцу.

- действовать в заданном ритме и темпе.

- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.Хочу такой сайт

- ориентироваться в понятиях больше-меньше, раньше-позже, сначала-потом и т.д.

- запоминать короткие стихотворения.

Отдавая ребенка в школу, родители сразу стараются записать его в различные кружки и секции. Музыка, танцы, каратэ. Конечно, всестороннее развитие очень важно, но, несмотря на то, что детям это все нравится, это является дополнительной нагрузкой. Не рекомендуется совмещать начало обучения в школе с какими-либо другими кружками и секциями. Лучше дать ребенку возможность спокойно адаптироваться в новой для него роли ученика и отложить обучение в секциях до следующего года.

Если ваш ребенок идет в первый класс:

1. Формируйте положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и конечно: «купим красивый портфель, форму»).

2. Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая, раздевалка.

3. Приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).

4. Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей (он – ученик, вы – учитель и наоборот).

5. Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать (это они обычно умеют, но и проигрывать (адекватно относиться к своей неудаче, ошибкам).

6. Читайте ребенку сказки, рассказы, можно о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим

7. Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья. Физически крепкому ребёнку гораздо проще переносить психологические нагрузки.

Школа – это всего лишь ступень, но от того, каким на нее станет ваш ребенок, зависит, то, как он ее перешагнет.

Удачи и успехов, дорогие родители!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.05.2023

Дата обновления: 23.05.2023

Дата публикации: 12.05.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».