Умственное и речевое развитие ребенка
31.01.2025
Речь - могущественное орудие всестороннего
развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается
в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное
значение для всей его последующей жизни. Слышит ребенок правильную речь и невольно
воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу
привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и также
незаметно это войдет в его речь. А с недостатками речи бороться очень трудно.
Разговаривайте в присутствии детей и с
детьми красиво. Ведь речь у
дошкольников
формируется по подражанию!
1.
Игра «Подбери слова»
Цель:
расширение объема словаря и уточнение представлений о признаках
предметов.
Подбери
по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова.
-
Я знаю молочные продукты…
-
Я знаю комнатные растения…
-
Я знаю перелетных птиц…
-
Я знаю луговые цветы…
-
Я знаю лиственные деревья…
2.
Игра «Скажи наоборот»
Цель:
умение подбирать слова, противоположные по значению.
Взрослый
произносит слово, а ребенок должен произнести слово с
противоположным
значением.
-
холодный – горячий,
-
большой – маленький,
-
тяжелый – легкий,
-
веселый – грустный и т.д.
3.
Игра «Я знаю три части»
Цель:
расширение словаря, уточнение представлений детей о предмете
Назови
по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты –
победитель!
-
Я знаю 3 части машины…
-
Я знаю 3 части вертолета…
-
Я знаю 3 части компьютера…
-
Я знаю 3 части дивана…
-
Я знаю 3 части велосипеда…
-
Я знаю 3 части грузовика…
4.
Игра «Найди ответ»
Цель:
развивать понятийный аспект значения слов, развитие связанной речи.
-
Больничный халат такого же цвета, как…
-
Помидор такого же цвета, как…
-
Елка такого же цвета, как…
-
Вишня такого же цвета, как…
-
Цыпленок такого же цвета, как…
-
Облако такого же цвета, как…
5.
Игра «Фантазёры»
Цель:
развивать фантазию, творчество, расширение объема словаря.
Ребенку
предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход,
высказать свою точку зрения.
Например,
если вдруг на Земле исчезнут:
-
все ложки и вилки;
-
все учебники и книги;
-
все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить?
Предлагаю
ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Игра более сложная. Я назову слово и
брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на
последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или
ведущему.
Например,
самолет – танк – кокос;
Ананас
– слон - ножницы
7.
Игра «Найди букву»
Перед
вами текст. Он скучный, неинтересный. Возьмите в руки ручки. По команде
за
3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.
Эти
игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью
реагируют
на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам
соревновательный
момент. Если Вы, родители, будете играть с ребенком в речевые игры, то у него
развивается воображение, мыслительные процессы, память внимание, обогащается
активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.
Памятка для родителей.
Речевые игры на кухне.
«Готовим
сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок…яблочный, из груш….
грушевый,
из слив, вишни, моркови…», а теперь «Морковный сок из….моркови».
«Один
- много»
В
ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с
числительным
«один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в
сочетании
«много».
Один
дом – много домов
Один
стол - много столов
Один
шкаф - много шкафов
Один
жук – много жуков
«Покупки».
Выполняются
различные задания.
-
назови, что не надо варить или жарить?
-
что здесь самое вкусное?
-
что самое легкое (тяжелое, вкусное, гладкое…)?
Удачи
вам в совместной игре и работе с ребенком!
«Назови
одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок,
поймавший
мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья)
«Кто
больше»
Совместно
с ребенком выберите тему игру (например, «Продукты») и по очереди называете
продукты (мясные, молочные, мучные). Кто больше назвал, тот и выиграл!
«Дополни
предложение»
Основное
правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к
определенному
слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно
слово и т. д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять
не только к концу фразы, но и в начало, и в середину — лишь бы общий смысл
только
прибавлялся деталями.
Например,
исходное слово «солнце».
-
светило солнце;
-
ярко светило солнце;
-
на небе ярко светило солнце;
-
на небе ярко светило весеннее солнце;
-
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
-
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.02.2024
Дата обновления: 03.02.2025
Дата публикации: 31.01.2025