Умственное и речевое развитие ребенка

02.02.2024

     Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. А с недостатками речи бороться очень трудно.

      Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у

дошкольников формируется по подражанию!

1. Игра «Подбери слова»

Цель: расширение объема словаря и уточнение представлений о признаках

предметов.

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова.

- Я знаю молочные продукты…

- Я знаю комнатные растения…

- Я знаю перелетных птиц…

- Я знаю луговые цветы…

- Я знаю лиственные деревья…

2. Игра «Скажи наоборот»

Цель: умение подбирать слова, противоположные по значению.

Взрослый произносит слово, а ребенок должен произнести слово с

противоположным значением.

- холодный – горячий,

- большой – маленький,

- тяжелый – легкий,

- веселый – грустный и т.д.

3. Игра «Я знаю три части»

Цель: расширение словаря, уточнение представлений детей о предмете

Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты –

победитель!

- Я знаю 3 части машины…

- Я знаю 3 части вертолета…

- Я знаю 3 части компьютера…

- Я знаю 3 части дивана…

- Я знаю 3 части велосипеда…

- Я знаю 3 части грузовика…

4. Игра «Найди ответ»

Цель: развивать понятийный аспект значения слов, развитие связанной речи.

- Больничный халат такого же цвета, как…

- Помидор такого же цвета, как…

- Елка такого же цвета, как…

- Вишня такого же цвета, как…

- Цыпленок такого же цвета, как…

- Облако такого же цвета, как…

5. Игра «Фантазёры»

Цель: развивать фантазию, творчество, расширение объема словаря.

Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут:

- все ложки и вилки;

- все учебники и книги;

- все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить?

6. Игра «Словесный мяч»Хочу такой сайт

Предлагаю ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Игра более сложная. Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему.

Например, самолет – танк – кокос;

Ананас – слон - ножницы

7. Игра «Найди букву»

Перед вами текст. Он скучный, неинтересный. Возьмите в руки ручки. По команде

за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.

Эти игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью

реагируют на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам

соревновательный момент. Если Вы, родители, будете играть с ребенком в речевые игры, то у него развивается воображение, мыслительные процессы, память внимание, обогащается активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.

Памятка для родителей.

Речевые игры на кухне.

«Готовим сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок…яблочный, из груш….

грушевый, из слив, вишни, моркови…», а теперь «Морковный сок из….моркови».

«Один - много»

В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с

числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в

сочетании «много».

Один дом – много домов

Один стол - много столов

Один шкаф - много шкафов

Один жук – много жуков

«Покупки».

Выполняются различные задания.

- назови, что не надо варить или жарить?

- что здесь самое вкусное?

- что самое легкое (тяжелое, вкусное, гладкое…)?

Удачи вам в совместной игре и работе с ребенком!

«Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок,

поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья)

«Кто больше»

Совместно с ребенком выберите тему игру (например, «Продукты») и по очереди называете продукты (мясные, молочные, мучные). Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Дополни предложение»

Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к

определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало, и в середину — лишь бы общий смысл

только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце».

- светило солнце;

- ярко светило солнце;

- на небе ярко светило солнце;

- на небе ярко светило весеннее солнце;

- на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

- на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.02.2024

Дата обновления: 26.02.2024

Дата публикации: 02.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».