Роль сказок в развитии и воспитании дошкольников.

05.04.2024

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть.»

 

Как много воспоминаний из детства хороших и добрых, связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую- либо психологическую проблему. Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить ребёнку, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.

Сказка- это способ общения с ребёнком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки в жизни. В нашей работе с детьми дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей.

Читая и рассказывая  сказки , развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства родители читают сказки, быстрее начинают говорить.

Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связанную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с детьми, мы очень часто используем русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем и обыгрываем с помощью разных видов театра- это «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», и т.д.»

Ведь сказки и внутренний мир ребёнка не отделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этапом в развитии детей,  этапом который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций.

Воспитательные возможности сказки огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром – через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные вопросы побуждают дошколят думать,

анализировать делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Педагоги и психологи отмечают неоценимую роль сказок в развитии детей.   

Сказка любима детьми всех возрастов, так как при её прослушивании ребёнок получает возможность стать энергетическим центром творческой деятельности. Он находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится созидателем своих собственных оригинальных образов и применяет их на себя. Это позволяет ребёнку испытать себя на храбрость и стойкость, познать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.

Слушая сказку ребёнок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы, поговорки ( «Не садись, не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»).Хочу такой сайт

Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержку в развитии. Она помогает им раскрыть себя ребёнку и социализироваться в обществе

Ставя себя на место положительного героя, ребёнок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного мяча (палки), или отправляются на Марс в ракете из сдвинутых стульев.

Многие родители имеющие дошкольников, читают им сказки.

Для того, чтобы ребёнок с удовольствием слушал  сказку, её чтение лучше всего выбрать перед сном, когда ребёнок устал и не будет вертеться, желая побегать и попрыгать.

Чтение сказки детям- это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребёнка. Поэтому не правильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультфильмов, или прослушивание сказки в аудиозаписи.

Связь любимого персонажа с характером ребёнка связана на прямую- выбирая тот или иной персонаж, ребёнок стремится быть таким же, повторяя его поступки и поведение, учится на ошибках героев в сказках.

 Нередко родители сами, по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям. Например, говорят, что лиса хитрая, а волк глупый, заяц хвастливый…Эти комментарии влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей.

Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности.  Сказочные герои наделены  смелостью, красотой, честностью любовью к Родине.

Сказки показывают, что бывает если герои поступаю не по совести, что дружба помогает в добрых делах

Благодаря сказке, дети узнают, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в жизни сделать правильный выбор, идти дорогою добра и мыслить позитивно.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2024

Дата обновления: 08.04.2024

Дата публикации: 05.04.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».