18.04.2019
КВЕСТ «ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ»
Участники квеста: дети средней,
старшей и подготовительной групп, воспитатели, специалисты, администрация.
Срок реализации: 4 - 15 апреля
2019 года.
Задачи:
·
Актуализация и закрепление знаний и
представлений детей о космосе (огромное безвоздушное пространство вокруг
Земли), Земле (планета, круглая, вращается вокруг своей оси — смена суток и
вокруг Солнца — год, единственная планета Солнечной системы, на которой есть
жизнь, наш уникальный общий космической дом), планетах Солнечной системы
(названия, основные особенности, примерное расположение), звёздах (огромные
горячие и светящиеся шары из газа, очень много в космосе, очень далеко от
Земли, поэтому видны точками, Солнце — звезда), космонавтах (первый космонавт,
работа космонавтов в космосе — исследования и эксперименты), космической
технике и её назначении (искусственные спутники, телескопы, ракеты, шаттлы,
МКС).
·
Повышение познавательной, игровой,
творческой активности, развитие разнообразных психических процессов, обогащение
и расширение кругозора посредством интеграции в ходе подготовки и проведения
праздника всех образовательных областей.
·
Поддержание атмосферы
творчества, активного участия в общих событиях садика, сплочение детей,
педагогов и родителей путём вовлечения в совместную творческую деятельность;
создание праздничного настроения.
Подготовка:
·
воспитателям подготовить и провести
беседы, игры в группах, выставки творческих работ детей на тему «Космос»
·
старшему воспитателю подготовить и
провести квест «День космонавтики»: определить станции, специалистов,
ответственных за работу каждой станции, задания, которые дети будут выполнять
на станциях, подобрать демонстрационный и раздаточный материал к ним; составить
сценарий, инструкции для ответственных по станциям, график перемещения групп по
станциям; подобрать видеоспровождение, призы; проинформировать
всех вовлечённых сотрудников
Материалы и оборудование:
Пять
помещений садика преобразуются в «космодром» и «лаборатории».
«Космодром» (музыкальный
зал) |
«Лаборатория
по исследованию планет» (подг.
группа) |
«Лаборатория
космической техники» (средняя
группв) |
«Лаборатория
подготовки космонавтов» (ст.
группа ) |
-
табличка на дверь -
видеопроектор -
экран -
ноутбук -
видеосопровож- дение
(гиф СОС, изображение целой карты) -
маршрутные листы команд -
картонные ракеты — призы |
-
табличка на дверь -
карта Солнечной системы с подписанными планетами - изображения лунохода, марсохода - изображения Солнца и планет Солнечной системы - 8 наборов букв для выкладывания названий планет (с
лишними буквами), корзинки - таблички с названиями планет и Солнца - 3 кусочка фото |
-
табличка на дверь -
изображения различных технических и транспортных средств (шаттл, ракета,
космическая станция, спутники, вертолёт, самолёт, воздушный шар, ковёр-самолёт,
ступа Бабы Яги, теплоход или лодка, велосипед, печка Емели, автобус, трамвай,
поезд…) - 3кусочка фото |
-
табличка на дверь -
изображения (Луна, Солнце с лучами, ракета, космонавт, портрет Гагарина,
Земля, карта Солнечной системы, комета, телескоп) - 3 кусочка фото - проигрыватель - флешка с «космической» музыкой |
Описание проведения квеста:
К 9.30
все группы с воспитателями собираются на космодроме (в зале).
- Всем
здравствуйте. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поиграть в большую общую
игру. Но прежде, чем мы начнём в неё играть, хочу вас спросить: какое событие
сегодня отмечает весь мир? Что произошло в этот день много лет назад — 12
апреля 1961 года? Кто был этот человек, который первым полетел в космос? А что
такое космос?
- Вы
молодцы, правильно отвечаете, значит, можно начать нашу игру.
-
Ребята, мы получили из космоса вот такой сигнал: гиф SOS (повторяющаяся анимированная картинка
проецируется на экран).
- Это
сигнал (это слово) СОС. Кто-нибудь из вас знает, что обозначает такой сигнал
(такое слово)?
-
Кому-то в космосе нужна наша помощь. Но кому нужна наша помощь? Для того, чтобы
это узнать, нам нужна фотография того, кого надо спасти. А для того чтобы это
узнать, нам предстоит пройти специальные испытания.
-
Здесь три группы — три команды отважных космических спасателей — это вы. Каждая
команда должна пройти три испытания и, если вы с ними справитесь, после каждого
испытания команда получит кусочек фотографии. Когда все команды пройдут все
испытания и получат все кусочки, мы снова соберёмся здесь, соберём из кусочков
целую картину, узнаем, кто прислал нам сигнал СОС и сможем помочь ему.
Каждая
группа-команда получает свой маршрутный лист и отправляется выполнять задания.
После
выполнения всех заданий команды снова собираются в зале и собирают фото (три
делегата от каждой команды с кусочками карты).
- Но у
нас не хватает несколько кусочков, поэтому нам нужно пройти курсы подготовки
будущих космонавтов. (Полоса препятствий)
Вот и
собрали мы фото космонавта. Но где же он находится? Давайте посмотрим вокруг
внимательно, может он где-то здесь? И ждет нашей помощи?
(Находят
куклу космонавта с письмом, о его проблеме: сломался летательный аппарат, и он просит сделать для него космический
корабль)
Каждая
команда-группа проходит в свои группы для изготовления летательного аппарата
(10-15 мин) и возвращаются в зал с летательным аппаратом , получает приз (гелевый шарик), -
Ребята,
а вы хотите, чтобы в космосе узнали, о том, что вы помогли нашему космонавту, и
готовитесь стать в будущем космонавтами? (да). Тогда, каждая группа сделает
фотографию с нашим космонавтом, которого вы спасли, и с помощью гелевого
шарика мы отправим ваши фотографии с космонавтом в
космос на орбиту. Каждая группа
выполняет групповое фото с космонавтом, одеваются, выходят на улицу,
привязывают фото к шарику и со словами:
удачного полёта , отправляют его в воздушное пространство.
Игра
«Карлики-Гиганты».
- звёзды бывают разной величины. Есть
очень-очень большие, огромные звёзды (даже по звёздным меркам) — они называются
«красные гиганты». А есть маленькие звёзды
— «белые карлики». Давайте сыграем в игру «Карлики-Гиганты».
На
команду «Гиганты» дети должны подняться на носочки и вытянуть руки вверх, на
команду «Карлики» — присесть.
Усложнение:
ЗавЛаб даёт команды и показывает неправильные движения, дети должны выполнить
то, что слышат, а не то, что видят.
По
окончании выполнения заданий ЗавЛаб хвалит команду и отдаёт кусочек карты;
Лаборатория
по исследованию планет
-
Здравствуйте, вы в лаборатории исследования планет.
-
Знаете ли вы, что такое планеты? Это огромные шары, которые словно бы висят в
космическом пространстве. Восемь* планет, которые вращаются вокруг нашего Солнца
— нашей звезды — называют Солнечной системой.
*
Плутон больше не считается полноценной планетой Солнечной системы, его относят
к карликовым планетам, которых помимо него открыто ещё несколько.
-
Чтобы изучать планеты, учёные наблюдают за ними с помощью специальных приборов,
запускают на ближайшие планеты роботов (например, по Луне ездит робот, который
называется «луноход», а по Марсу — «марсоход» — можно показать фотографии).
-
Сейчас я проверю, что вы знаете о планетах нашей Солнечной системы.
ЗавЛаб проводит
игру «Найди планету по описанию и составь карту Солнечной системы».
На
одном столе лежит изображение Солнца. На другом столе хаотично лежат
изображения восьми планет Солнечной системы.
Дети
по очереди (парами или тройками) по описанию ЗавЛаб-а находят соответствующие
изображения планет и выкладывают их по порядку слева направо от изображения
Солнца.
Правильность
выполнения задания можно сверять с картой Солнечной системы (по ходу выполнения
или в конце).
Описания
планет:
-
Найдите самую маленькую планету серого цвета. Это... (дети могут ответить
сами, если знают название) Меркурий, он находится ближе к Солнцу, чем все
другие планеты.
-
Найдите желтовато-коричневатую планету с разводами на поверхности, она немного
больше Меркурия. Это... Венера, вторая планета от Солнца.
-
Найдите изображение нашей Земли. Наша планета Земля — третья по счёту от
Солнца.
-
Найдите красноватую планету меньше Земли. Это... Марс. Какой он по счёту от
Солнца?
-
Найдите самую большую планету, жёлто-красно-оранжевую, с полосками. Это...
Юпитер. Какой он по счёту от Солнца?
-
Найдите планету поменьше Юпитера, вокруг которой есть кольцо, серо-жёлтую, с
полосками. Это... Сатурн. Какой он по счёту от Солнца?
-
Найдите планету, большую из двух оставшихся, она ровного голубовато-серого
оттенка. Это... Уран. Какой он по счёту от Солнца?
- И
последняя планета — синяя, с полосками — это... Нептун. А он какой по счёту от
Солнца?
- По
порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз —
Меркурий, два — Венера,
Три —
Земля, четыре — Марс,
Пять —
Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь —
Уран, восьмой — Нептун.
-
Сколько всего планет в Солнечной системе? Все они вращаются вокруг нашей звезды
— Солнца. Первые четыре планеты — Меркурий, Венера, Земля и Марс — твёрдые, а
большущие Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, представляете, состоят из газов, они
не твёрдые и похожи на огромные облака — на них нельзя наступить, провалишься.
А ещё на всех других планетах, корме Земли, или очень жарко, или очень холодно,
бушуют сильные ураганы и нечем дышать. Поэтому наша Земля — единственная
планета в Солнечной системе, где живут растения, животные и люди. Мы должны
беречь свой космический дом, свою планету, ведь другой такой у нас нет.
По
окончании выполнения заданий ЗавЛаб хвалит команду и отдаёт кусочек карты;
готовит лабораторию для следующей команды.
Материалы и оборудование:
-
карта Солнечной системы с подписанными планетами
-
изображения лунохода, марсохода
-
изображения Солнца и планет Солнечной системы
- таблички с названиями планет и Солнца
Примерный график работы лаборатории:
9.40 —
9.50 —подготовительная «Гномики»
9.50 —
10.00 — старшая «Пчелки»
10.00
— 10.10 — средняя «Радуга»
Лаборатория
космической техники
-
Здравствуйте, вы в лаборатории космической техники.
-
Космическая техника нужна космонавтам (и не только космонавтам) для разных дел:
- чтобы летать в космос
(например, на ракете или шаттле — это такой космический корабль, который
похож на самолёт, но самолёт, в отличие от шаттла, не может вылететь в
космос),
- чтобы проводить в космосе
научные исследования и разные эксперименты (например, космическая станция
— специальный космический дом на орбите Земли, в котором космонавты живут
и работают),
- чтобы помогать людям не
только в космосе, но и на Земле (например, искусственные спутники — такие
технические приспособления, с помощью которых работают наши мобильные
телефоны, автомобильные навигаторы, спутниковое телевидение, учёные
наблюдают за погодой...)
На
сдвинутых партах хаотично разложены картинки с изображением различных
транспортных средств.
-
Перед вами много картинок с изображением различных технических и транспортных
средств. Выберите из них только те, которые могут передвигаться в космосе.
Дети
выбирают и откладывают в сторону или отдают ЗавЛаб-у нужные картинки. Если они
ошибаются, ЗавЛаб должен объяснить, что тут не так.
Бонусные
игры: если
задание выполнено и у команды ещё осталось время, можно предложить детям
(старших и подготовительной групп) сгруппировать картинки — наземный транспорт,
воздушный (но не космический — он уже есть), водный, сказочный...
Детям
средней группы можно предложить отгадать загадки о транспорте.
Хоть
седло есть у меня, не похож я на коня.
Очень
быстро я бегу, а стоять я не могу. (велосипед)
Птица
железная в небе летит.
Белый
след оставляя, громко гудит. (самолёт)
Спозаранку
за окошком стук, и звон, и кутерьма —
По
прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (трамвай)
Стремительно
мчится учёная птица.
Тело —
броня, хвост из огня.
Команду
с Земли услышит вдали
И
чётко приказ исполнит тот час. (ракета)
На
полу он спокойно лежит,
А
шепнёшь заклинанье — взлетит!
Не
стальной он, а льняной,
Не с
крыльями, а с бахромой. (ковёр-самолёт)
Что за
чудо этот дом — окна светлые кругом,
Носит
обувь из резины, а питается бензином. (автобус)
Я лечу
вокруг Земли, отражаю вниз сигнал,
Чтобы
зрители могли посмотреть телеканал. (спутник)
По
окончании выполнения заданий ЗавЛаб хвалит команду и отдаёт кусочек карты;
готовит лабораторию для следующей команды.
Материалы и оборудование:
-
изображения различных технических и транспортных средств (шаттл, ракета,
космическая станция, спутники, вертолёт, самолёт, воздушный шар, ковёр-самолёт,
ступа Бабы Яги, теплоход или лодка, велосипед, печка Емели, автобус, трамвай,
поезд...)
- 3
кусочка карты
Примерный
график работы лаборатории:
9.40 —
9.50 —старшая «Пчелки»
9.50—
10.00 — средняя «Радуга»
10.00
— 10.10 — подготовительная «Гномики»
Лаборатория
подготовки космонавтов
-
Здравствуйте, вы в лаборатории подготовки космонавтов.
-
Кто-нибудь из вас мечтает стать космонавтом? Это очень трудная и даже опасная
работа, но очень интересная. Космонавты должны многое знать и уметь, быть
сильными и выносливыми, чтобы в космосе могли сами преодолеть все трудности.
-
Сейчас я проверю, что знаете о космосе вы — буду задавать вам вопросы.
Для
подготовительной группы:
- Как называется наша
планета?
- На что она похожа по форме?
- Если Земля имеет форму
шара, да ещё и вращается, то почему мы с неё не сваливаемся в космическое
пространство?
- Какие ещё планеты вы знаете
(назовите планеты Солнечной системы)?
- Как называется естественный
спутник Земли (маленькая планетка, которая всегда находится рядом с
Землёй)?
- Есть ли на Луне ветер,
почему?
- Что больше – Луна или
звёзды? Почему Луна нам кажется больше?
- Что такое звёзды?
- Почему звёзды светятся?
- Какая звезда к нам ближе
всего?
- Солнце движется вокруг
Земли или Земля вокруг Солнца?
- Сколько раз вы успели
облететь с Землёй вокруг Солнца?
- Какую технику можно увидеть
в космосе?
- Какие приборы используют
учёные для исследования космоса?
- Где живут космонавты в
космосе?
- Зачем нужны искусственные
спутники?
Игра-путаница
«Доскажи словечко» (ответы можно сопровождать показом
соответствующих картинок)
Ночью
по небу гуляю, ярко землю освещаю.
Загляну
к тебе в оконце... Ты узнал меня? Я - … (Луна).
Целый
день возле окна светит яркое... (Солнце).
Солнце
дарит людям свет. Отвечаем вместе — … (да).
Чтоб
планеты все узнать, наш Серёжа маленький
Хочет
космонавтом стать и летать на... (ракете).
Вышел
он в открытый космос. Ах, какой он молодец!
Изучает
в небе звёзды, смелый, сильный... (космонавт).
Для
средней группы:
Игра
«Это правда или нет?»
При
правильном слове дети могут хором говорить «да» или хлопать, при неправильном —
«нет» или топать.
-
Космос — это пространство, в котором находятся:
Планеты?..
Космонавты?.. Игрушки?.. Конфеты?.. Метеориты?.. Подушки?..
Черепахи?..
Звёзды?.. Кометы?.. Спутники?.. Качели?.. Ракеты?..
Котлеты?..
Ботинки?.. Солёные огурцы?.. Вы — молодцы!
Загадки
(ответы можно сопровождать показом соответствующих картинок)
Самый
первый в космосе, летел с огромной скоростью
Отважный
русский парень — наш космонавт... (Гагарин)
Планета
голубая, любимая, родная.
Она —
твоя, она — моя, а называется... (Земля)
Светит
одиноко огненное око.
Где ни
побывает, всех взглядом согревает. (Солнце)
В небе
виден жёлтый круг и лучи, как нити.
Вертится
Земля вокруг, словно на магните.
Хоть
пока я и не стар, но уже учёный,
Знаю —
то не круг, а шар, сильно раскалённый. (Солнце)
Ночью
на небе один золотистый апельсин.
Миновали
дни, недели, апельсина мы не ели,
Но
осталась в небе только апельсиновая долька. (Луна)
Бегают
вокруг огонёчка шесть сыночков и две дочки.
Промелькнут
года и дни, но не встретятся они. (Солнце и планеты)
Сверкая
хвостом в темноте, несётся она в пустоте.
Она —
не звезда, она — не планета, зовётся такая летунья... (комета)
Есть
специальная труба, в ней вселенная видна.
Видят
звёзд калейдоскоп астрономы в... (телескоп)
Для
старшей группы:
- Как называется наша
планета?
- На что она похожа по форме?
- Какие ещё планеты вы знаете
(назовите планеты Солнечной системы)?
- Как называется естественный
спутник Земли (маленькая планетка, которая всегда находится рядом с
Землёй)?
- Что больше – Луна или
звёзды? Почему Луна нам кажется больше?
- Какая звезда к нам ближе
всего?
- Солнце движется вокруг
Земли или Земля вокруг Солнца?
- Сколько раз вы успели
облететь с Землёй вокруг Солнца?
- Какую технику можно увидеть
в космосе?
- Какие приборы используют
учёные для исследования космоса?
- Где живут космонавты в
космосе?
Зачем
нужны искусственные спутники?
По
окончании выполнения заданий ЗавЛаб хвалит команду и отдаёт кусочек карты.
Материалы и оборудование:
-
изображения (Луна, Солнце с лучами, ракета, космонавт, портрет Гагарина, Земля,
карта Солнечной системы, комета, телескоп)
- 3
кусочка карты
Примерный график работы лаборатории:
9.40 —
9.50 —средняя «Радуга»
9.50 —
10.00 — подготовительная «Гномики»
10.00
— 10.10 — старшая «Пчелки»
|