16.09.2022
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
1.
Пояснительная записка.
Актуальность темы
Дети младшего дошкольного возраста,
страдают дефицитом знаний о родном селе, о стране, еще не знакомы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с культурными
традициями русского народа. В силу возраста, они еще не умеют строить отношения с близкими людьми и товарищами по
группе, сочувствовать чужому горю
Следовательно, необходимо дать эти знания
и умения детям, воспитать их в национальных традициях нашего
народа. Также недостаточно сформирована
система работы с родителями детей младшего возраста по проблеме нравственно-патриотического
воспитания в семье, что требует уделить ей больше внимания.
Мы,
взрослые, должны развить в
ребенке чувства ответственности,
любви к близким, интереса к
родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку
ощущение принадлежности своей земле,
своему народу. Считаю, что погружая ребенка в
национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями,
укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.
Цели и задачи
Цель: Развитие личности
ребёнка младшего возраста путем формирования базовой культуры поведения и нравственных ценностей
Задачи .
·
1.Изучить литературу по теме самообразования.
·
2. Разработать плана работы на год.
·
3. Пополнить предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому
воспитанию.
·
4. Разработать проект «В гостях у
сказки».
·
5.Подобрать консультации для
родителей по данной тематике.
·
6. Разработать цикл конспектов занятий,
бесед по нравственно-патриотическому
воспитанию для младших дошкольников.
·
7. Подобрать детские художественные
произведения.
Планируемые результаты
·
ребенок умеет разбираться в системе
нравственных понятий, имеет представление о ближайшем социальном окружении;
·
знаком с музыкальным фольклором в
рамках программы; умеет слушать и петь некоторые русские народные песни, водить
с напеванием хороводы, выполнять простые движения русских народных танцев;
·
декламирует русские народные
песенки, потешки, сказки;
·
знает русские народные игры,
считалки;
·
знаком с некоторыми традициями,
обрядами праздников;
·
отрицательно относится к грубости,
жадности, умеет играть не ссорясь, помогает другим ребятам;
·
внимательно относится к родителям, близким людям; уважает труд взрослых;
·
накопил, пусть небольшой, опыт
доброжелательных взаимоотношений.
Список используемой
литературы по теме самообразования.
•
«Наследие»
Навицкой М.Ю. Мозаика – Синтез, Москва,
2010
•
Князева
О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
•
Зябкина
В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. «Нравственно-эстетическое воспитание в
детском саду и школе: реализация современных федеральных требований»
Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
• Дыбина О.В. «ФГОС. Ознакомление с предметным и
социальным окружением.2 младшая группа» Мозаика – Синтез, Москва, 2014
•
Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. Сценарии праздников: Методическое
пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
• М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные
игры для детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс
• Александрова О.В.. Уроки вежливости для малышей. - М.:
Эксмо-Пресс, 2010.
• Детская литература, 1994
• Елисеева Л.Н.
Христоматия для маленьких. - М: Просвещение, 1982
1.
Работа
с детьми.
3.Работа с родителями
Сроки
реализации |
Форма,
название мероприятия |
Цель/содержание |
Сентябрь |
Оформление стенда по правам ребенка |
Познакомить родителей
с содержанием основных документов, защищающих права детей, а также, с
обязанностями родителей в отношении несовершеннолетних детей; |
Октябрь |
Сказка «Колобок » Взаимодействие с родителями по созданию
атрибутов к театрализации Консультация «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью». |
Привлечение родителей к участию в жизни группы,
детского сада, укрепление родственных связей. Формирование у родителей
ответственности за нравственное воспитание своего ребенка. |
Ноябрь |
Праздник
«Мамин праздник» Выставка семейных
фотографий |
Способствовать формированию любви и
чувства привязанности к самому родному человеку – маме. |
Декабрь |
Консультация «Роль
отца в воспитании детей» |
Дать родителям представления о
значимости полной семьи и роли отца для полноценного воспитания ребенка. |
Январь |
Родительское
собрание
«Нравственно-патриотическое воспитание детей. Человек начинается с детства» |
Формирование у родителей
ответственности за нравственное воспитание своего ребенка, за воспитание у
ребенка любви к родному краю, к своей стране. |
Февраль |
Досуг «Масленица» Взаимодействие с родителями по созданию
атрибутов |
Привлечение родителей к участию в жизни группы,
детского сада, укрепление родственных связей. |
Март |
Досуг «Мисс Бабушка».
Совместное чаепитие. Выставка «Бабушкины руки» |
Способствовать формированию любви,
заботливого отношения к бабушке, дать детям возможность взглянуть на бабушку
другими глазами. |
Апрель |
Сказка «Курочка Ряба на новый лад».
Взаимодействие с родителями по
созданию атрибутов к театрализации. Памятка «Как приучить ребенка к труду» |
Привлечение родителей к участию в жизни группы,
детского сада, укрепление родственных связей. Дать родителям советы
по привлечению детей к трудовой деятельности. |
Май |
Консультация
«Влияние
сказки на развитие детей» Выставка
«Моя любимая сказка» |
Показать родителям, как на примере
сказочных героев формировать у детей нравственные понятия, как научить
различать добро и зло, научить оценивать не только чужие, но и свои поступки. |
Сроки
реализации |
Центр ППРС |
Описание центра,
нововведения |
Цель/содержание |
Сентябрь |
Центр коммуникации и кругозора |
Картины с изображением элементов из
жизни детского сада; Фотографии детей нашей группы в разных
видах деятельности; Картотека потешек |
Развивать элементарные
представления о дружеских отношениях. Помочь
понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. |
Октябрь |
Центр коммуникации и кругозора |
Фотографии детей и членов их семей. Альбом для записи рассказов детей |
Создать
условия для осознания своей
индивидуальности. Учить
выражать свои чувства словами Побуждать
детей ласково называть членов своей семьи |
Ноябрь |
Центр коммуникации и кругозора Центр «Мир книги» |
Фотографии детей и членов их семей. Атрибуты для праздника Стихи, рассказы о маме |
Создать условия для радостного ,
эмоционального восприятия праздника; для воспитания нежного трепетного
отношения к матери. |
Декабрь |
Центр коммуникации и кругозора (Патриотический
уголок) |
Старинные предметы
домашнего обихода |
Создать условия для поддержания интереса и уважения к семейным традициям, желание
в них участвовать. |
Январь |
Музыкальный центр |
Аудиозапись песен о дружбе, видеозапись мультфильма «Крошка
Енот и тот, кто сидит в пруду», иллюстрации и изображением эмоционального
состояния |
Создать условия для различения эмоций, дать представления о том, что
доброжелательность помогает людям жить вместе, доставляет радость людям. |
Февраль |
Центр коммуникации и кругозора
Центр творчества
Музыкальный центр |
Тематические альбомы: «Наши
воины», «Богатыри земли русской» Картина Васнецова «Три
богатыря» Фотографии отцов Раскраски, материал
для поделок Атрибуты для праздника
«Масленица» |
Познакомить с русскими народными героями,
защитниками. Дать возможность сделать подарки для пап своими
руками. Создать условия для поддержания интереса и уважения к народным традициям, желание
в них участвовать. |
Март |
Музыкальный центр Центр «Мир книги» Центр творчества |
Атрибуты для праздника
с чаепитием, Картотека стихов о
маме, о бабушке Материал для поделок |
Создать условия для радостного
эмоционального восприятия праздника; для воспитания доброго, заботливого отношения к матери и бабушке |
Апрель |
Центр коммуникации и кругозора
Музыкальный центр
|
Тематический альбом «Мое село» Настольный театр: куклы в национальных
костюмах, Иллюстрации на тему Пасхи; Атрибуты к сказке |
Создать
условия для воспитания любви к своему селу. Для получения знаний детей о
природе России, о русском национальном костюме. Для знакомства с русскими православными праздниками Прививать интерес к театральной деятельности. |
Май |
Центр коммуникации и кругозора
Музыкальный центр |
Тематические альбомы «Моя Россия»,
«Дорогами войны» иллюстрации с изображением природы
разных климатических зон. Атрибуты к сказке |
Создать условия для формирования представлений о взаимосвязи: семья-село-страна и
обобщенном понятии слова «Родина» об обширности
родной страны, о многообразности природных зон. Прививать интерес к театральной деятельности. |
1. Итоговый анализ результатов работы по
нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
(обобщение по теме).
2. Проведение итогового мероприятия по теме: презентация
в форме праздника «Моя Россия»