План по самообразованию на 2022-2023 год

16.09.2022

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

1.     Пояснительная записка.                                                     

                                              Актуальность  темы

Дети младшего дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, о стране, еще не знакомы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с культурными традициями русского народа. В силу возраста, они еще не умеют строить  отношения с близкими людьми и товарищами по группе,  сочувствовать чужому горю

 Следовательно, необходимо дать эти знания  и умения детям, воспитать  их  в национальных традициях нашего народа. Также недостаточно сформирована система работы с родителями детей младшего возраста по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, что требует уделить ей  больше внимания.

         Мы,  взрослые,  должны  развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает человеку  ощущение принадлежности своей земле,  своему народу. Считаю, что погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями, укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.

 

Цели и задачи

 Цель: Развитие личности ребёнка младшего возраста путем формирования базовой культуры поведения  и нравственных ценностей

Задачи .

·         1.Изучить литературу по теме самообразования.

·         2. Разработать  плана работы на год.

·         3. Пополнить предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию.

·         4. Разработать  проект «В гостях у сказки».

·         5.Подобрать консультации  для родителей по данной тематике.

·         6. Разработать  цикл конспектов занятий, бесед  по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников.

·         7. Подобрать  детские художественные произведения.

 

                                            Планируемые результаты  

·        ребенок умеет разбираться в системе нравственных понятий, имеет представление о ближайшем социальном окружении;

·       знаком с  музыкальным фольклором в рамках программы; умеет слушать и петь некоторые русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять простые движения русских народных танцев;

·       декламирует русские народные   песенки, потешки, сказки;

·       знает  русские народные игры, считалки;

·       знаком с  некоторыми традициями, обрядами  праздников;

·       отрицательно относится к грубости, жадности, умеет играть не ссорясь, помогает другим ребятам;

·        внимательно относится к родителям, близким людям; уважает  труд взрослых;

·         накопил, пусть небольшой, опыт доброжелательных взаимоотношений.

                            

                         Список используемой литературы по теме самообразования.

     «Наследие» Навицкой М.Ю.  Мозаика – Синтез, Москва, 2010

     Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.

     Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. «Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований» Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.

     Дыбина О.В. «ФГОС. Ознакомление с предметным и социальным окружением.2 младшая группа» Мозаика – Синтез, Москва, 2014

     Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н.  Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

      М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс

     Александрова О.В.. Уроки вежливости для малышей. - М.: Эксмо-Пресс, 2010.

     Детская литература, 1994

     Елисеева Л.Н.  Христоматия для маленьких. - М: Просвещение, 1982

 

1.    Работа с детьми.

 

Сроки реализации

РАЗДЕЛ

Форма, название мероприятия

ЦЕЛИ

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1.      Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

 

2.Рассмотривание иллюстраций на тему «Детский сад»

 

3.Беседа «Кого мы называем добрым и честным?».

 

4.Чтение песенок, потешек  о детях

·         Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

·         Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

·         Воспитывать в детях желание быть добрым и честным

·         Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).

Октябрь

«Я и моё имя»

1.      Беседа «Для чего человеку имя?»

2.      Игра «Назови ласково».

3.      «Полное» и «неполное» имя.

4.      Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».

5.      Сказка «Колобок»

(театрализация)

·         Развивать представление детей об имени, что означает имя каждого.

·          Помочь осознать свою индивидуальность

·         Учить выражать свои чувства словами

·         Побуждать детей ласково называть членов своей семьи.

·         Дать представление о том, что непослушание может стать источником большой беды.

Ноябрь

«Моя семья»

1.      Рассказы детей о членах своей семьи.

2.      Выставка семейных фотографий.

3.      Заучивание потешек,   о семье.

4.      Проблемная ситуация -  «Бабушка болеет»

·         Знакомить детей  понятиями «семья», «Члены семьи», функциями семьи.

·         Продолжать знакомить с народным фольклором.

·         Учить заботиться о близких.

Декабрь

«Мой дом,

моя крепость»

1.      Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?»

2.      Беседа «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

3.Знакомство детей с жилищем русского человека, предметами быта

4.Беседа «Рождество. Что это?»

·         Воспитывать умение отличать хорошие поступки от плохих, формировать отрицательное отношение к грубости, злу, жадности.

·         Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

·         Разъяснить понятие

«горница», рассказать об ее устройстве; рассмотреть русскую печь, утварь которой пользовались в старину.

·         Поддерживать интерес

и уважение к семейным традициям, желание в них участвовать.

Январь

«Мои друзья.

Этика взаимоотношений»

1.      Беседа  «С кем я дружу»,

Игры «Ласковые слова», «Я тебя прощаю».

2.      Разыгрывание ситуации

«Ссора. Как помириться?».

3.      Просмотр мультфильма «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

 4 .Беседа: «Дразниться нельзя -это обидно»

·         Развивать представление о том, что такое дружба.

·         Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

·         Учить различать эмоции, дать представления о том, что доброжелательность помогает людям жить вместе, доставляет радость людям.

Февраль

«Наши защитники»

1.      Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

2.      Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

3.      Изготовление подарков для пап.

4.      Пение песен, заучивание стихов об армии.

·         Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.

·         Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

·         Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.

Март

«Моя мама»

1.      Беседа с детьми о своих мамах.

2.      Изготовление подарков для мам.

3.      Игра – посиделки

 «Ладушки в гостях

          у бабушки».

 

4.      Пение песен, чтение стихов о маме.

·         Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

·         Формировать у детей

понятие о русском

фольклоре: песнях, играх,

потешках, воспитывать

 любовь к устному

народному творчеству.

·         Воспитывать уважение

К женщинам, желание  оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

 

Апрель

«Наша Родина – Россия»

1.      Рассматривание фотоальбома «Мое село»

2.      Рассматривание иллюстраций, кукол в русских национальных костюмах

3.      Беседа «Дорого яичко к пасхальному дню», раскраска «яиц» к празднику.

4.      Сказка

    «Курочка Ряба на

      новый лад»

·         Знакомить с понятиями «улица», «адрес».

·         Воспитывать любовь, уважение к своей улице, своему селу.

·         Закрепить знание детей о природе России, о русском национальном костюме.

·         Знакомить  с русскими православными праздниками

·         Прививать любовь к Родине.

Май

 «Моя страна»

1. Беседа  о семье, о доме, о родном селе, о Родине.

2. Экскурсия к памятнику погибшим воинам.

3.Рассматривание картин с изображением природы разных климатических зон

4.  Заучивание стихотворения и песни о  Родине

5.Сказка «Маша и медведь»

·         Знакомить с понятиями «страна», «Родина»

·         Формировать представление о взаимосвязи: семья-село-страна и обобщенном понятии слова «Родина»Хочу такой сайт

·         Дать представление об обширности родной страны, о

ее многообразности природных зон.

·         Прививать интерес к русской народной сказке, учиться оценивать поступки героев, желание сопереживать им.

 

                                           3.Работа с родителями

 

Сроки реализации

Форма, название мероприятия

                        Цель/содержание

Сентябрь

Оформление стенда по правам ребенка

Познакомить родителей с содержанием основных документов, защищающих права детей, а также, с обязанностями родителей в отношении несовершеннолетних детей;

Октябрь

Сказка «Колобок »

Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации

Консультация

«Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».

Привлечение  родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей.

Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка.

Ноябрь

Праздник  «Мамин праздник»

Выставка семейных фотографий

Способствовать формированию любви и чувства привязанности к самому родному человеку – маме.

Декабрь

 Консультация

«Роль отца в воспитании детей»

Дать родителям представления о значимости полной семьи и роли отца для полноценного воспитания ребенка.

Январь

Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей. Человек начинается с детства»

Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка, за воспитание у ребенка любви к родному краю, к своей стране.

Февраль

Досуг «Масленица»

Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов

Привлечение  родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей.

Март

Досуг «Мисс Бабушка».

Совместное чаепитие.

Выставка «Бабушкины руки»

Способствовать формированию любви, заботливого отношения к бабушке, дать детям возможность взглянуть на бабушку другими глазами.

Апрель

Сказка

«Курочка Ряба на новый лад».  Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации.

Памятка

 «Как приучить ребенка к труду»

Привлечение  родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей.

Дать родителям советы по привлечению детей к трудовой деятельности.

Май

Консультация

«Влияние сказки на развитие детей»

Выставка «Моя любимая сказка»

Показать родителям, как на примере сказочных героев формировать у детей нравственные понятия, как научить различать добро и зло, научить оценивать не только чужие, но и свои поступки.

 

 

Сроки реализации

Центр ППРС

Описание центра, нововведения

Цель/содержание

Сентябрь

Центр коммуникации и кругозора

 

Картины с изображением элементов из жизни детского сада;

Фотографии детей нашей группы в разных видах деятельности;

Картотека потешек

Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

Октябрь

Центр коммуникации и кругозора

 

Фотографии  детей и членов  их семей.

Альбом для записи рассказов детей

Создать условия для осознания  своей индивидуальности.

Учить выражать свои чувства словами

Побуждать детей ласково называть членов своей семьи

Ноябрь

Центр коммуникации и кругозора

Центр «Мир книги»

 

Фотографии  детей и членов  их семей.

Атрибуты для праздника

Стихи, рассказы о маме

Создать условия для радостного , эмоционального восприятия праздника; для воспитания нежного трепетного отношения к матери.

Декабрь

Центр коммуникации и кругозора

(Патриотический уголок)

Старинные предметы домашнего обихода

Создать условия для поддержания  интереса

и уважения к семейным традициям, желание в них участвовать.

Январь

Музыкальный

 центр

 

Аудиозапись песен  о дружбе, видеозапись мультфильма «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», иллюстрации и изображением эмоционального состояния

Создать условия для различения  эмоций, дать представления о том, что доброжелательность помогает людям жить вместе, доставляет радость людям.

 

Февраль

Центр коммуникации и кругозора

 

Центр творчества

 

Музыкальный

 центр

 

Тематические альбомы: «Наши воины», «Богатыри земли русской»

Картина Васнецова «Три богатыря»

Фотографии отцов

Раскраски, материал для поделок

Атрибуты для праздника «Масленица»

Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

Дать возможность сделать подарки для пап своими руками.

Создать условия для поддержания  интереса

и уважения к народным традициям, желание в них участвовать.

Март

Музыкальный

 центр

Центр «Мир книги»

 

Центр творчества

 

Атрибуты для праздника с чаепитием,

Картотека стихов о маме, о бабушке

Материал для поделок

 

Создать условия для радостного эмоционального восприятия праздника; для воспитания доброго, заботливого  отношения к матери и бабушке

Апрель

Центр коммуникации и кругозора

 

Музыкальный

 центр

 

 

Тематический альбом «Мое село»

 

Настольный театр: куклы в национальных костюмах,

Иллюстрации на тему Пасхи;

Атрибуты к сказке

Создать условия для воспитания любви к своему селу. Для получения  знаний детей о природе России, о русском национальном костюме. Для знакомства  с русскими православными праздниками

Прививать интерес к театральной деятельности.

 

Май

Центр коммуникации и кругозора

 

Музыкальный

 центр

 

Тематические альбомы «Моя Россия», «Дорогами войны»

иллюстрации с изображением природы разных климатических зон.

Атрибуты к сказке

Создать условия для формирования  представлений  о взаимосвязи: семья-село-страна и обобщенном понятии слова «Родина»

 об обширности родной страны, о многообразности природных зон.

Прививать интерес к театральной деятельности.

 

 

 

 

1.       Итоговый анализ результатов работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста (обобщение по теме).

 

2.        Проведение итогового мероприятия по теме: презентация в форме праздника «Моя Россия»

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».