16.09.2022
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Актуальность выбранной
темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети
с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут
застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие
детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они
отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за
ребятами на занятиях.
Таким образом,
возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют
себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это
влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением
времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в
дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений
руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков
самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится
ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с
развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный
запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой
гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому
усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный
эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл
речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится
концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если
ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями,
то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над
выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он
учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими
упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В
результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую
подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развивать мелкую
моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через
различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление,
произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении
со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для
развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,
крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание,
выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение
графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными
крышками.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Перспективный план работы по развитие мелкой маторики у детей
раннего возраста через различные виды деятельности.
Месяц |
Содержание |
Задачи |
Сентябрь |
Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» |
Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать
глазомер. Знакомить с цветом. |
Самомассаж рук |
Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной
поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. |
|
Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» |
Выполнять круговые движения по ладони левой рук
указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме
большого. |
|
Конструирование «Поезд» |
Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями
строительного материала. |
|
Д/и «Оденем куклу на прогулку» |
Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. |
|
Октябрь |
Д/и «Чудесный мешочек» |
Определять на ощупь предметы, развивать тактильные
ощущения. |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» |
Упражнять в выполнении различных имитационных движений. |
|
Перекладывание из одной емкости в другую |
Формировать умения действовать по указанию педагога-брать
большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. |
|
Д/и «Сухой бассейн»» |
Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом
бассейне». |
|
Д/и «Прищепки» |
Способствовать формированию умений пользоваться
прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. |
|
Ноябрь |
«Пальчиковая гимнастика «Семья» |
Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно,
начиная с мизинца. |
Подвижная игра «Зарядка» |
Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. |
|
Упражнение «Пуговицы»» |
Формировать умения детей выкладывать простейший узор из
пуговиц. |
|
Самомассаж «Ручки греем» |
Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. |
|
Игра» Художник» |
Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или
пальчиком. |
|
Декабрь |
Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» |
Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с
остальными левой и правой рукой вместе. |
Конструирование «Башенка» |
Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с
деталями строительного материала. |
|
Д/и «Рисуем на крупе» |
Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. |
|
Настольная игра «Мозаика» |
Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. |
|
Подвижная игра «Лохматый пес» |
Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. |
|
Январь |
Игра «Веселые упражнения с карандашом» |
Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками.
Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. |
||
Игра «Лепим снежки» |
Развивать умения скатывать шарики разного размера из
салфеток. |
|
Графическое упражнение «Проведи дорожку» |
Формировать умения проводить линию от одной картинки к
другой. |
|
Февраль |
Д/и «Массажный мячик» |
Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук.
Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» |
Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с
большого, запоминать названия каждого из них. |
|
Самомассаж «Добываем огонь» |
Формировать умения энергично растирать ладони друг о
друга. |
|
Конструирование из палочек «Лесенка» |
Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. |
|
Д/и «Уложим куклу спать» |
Упражнять в закреплении навыков раздевания. |
|
Март |
Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» |
Развивать умения детей рисовать пальчиками. |
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..» |
Формировать умения поочередно разгибать пальчики. |
|
Конструирование «Машина» |
Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями
строительного материала. |
|
Самомассаж «Стряпаем» |
Развивать умения имитировать скатывание колобков. |
|
Застегивание и расстегивание пуговиц |
Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое
отверстие. |
|
Апрель |
Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» |
Развивать умения правильно держать карандаш. |
Конструирование «Дорожка» |
Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с
деталями строительного материала. |
|
Игра «Спрячь в ладошке» |
Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. |
|
Упражнение «Обведи шаблон» |
Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон
к бумаге, а правой обводить его карандашом. |
|
Упражнение «Фонарики» |
Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. |
|
Май |
Игра «Собери бусы» |
Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» |
Формировать умения детей соединять поочередно пальчики
одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. |
|
Игра «Дарики - комарики» |
Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на
обеих руках. |
|
Игра «Где же, где же наши ручки?» |
Развивать умения подражать движениям взрослого. |
|
Складывание в бутылочку |
Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у
которой узкое горлышко. |
Работа с родителями:
Сентябрь
Анкетирование
родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Октябрь
Консультация для
родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Ноябрь
Памятка «Пальчиковые
игры для малышей»
Декабрь
Индивидуальные беседы:
«Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Январь
Рекомендации для
родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка
дома.»
Февраль
Создание картотеки
потешек для работы с детьми.
Март
Фотовыставка «Наши с
мамой руки»
Апрель
Папка – передвижка
«Рисуем без кисточки»
Январь-май
Создание пальчикового
театра по мотивам русских народных сказок
Самореализация:
*Изучение литературы
по данной теме.
*Подбор материала по
теме.
*Консультация для
педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
*Оформить картотеку
пальчиковых игр.
*Написать конспект ОД
в 1 младшей группе на тему: « Колобок» по развитию мелкой моторики.
Изучение
методической литературы:
Сентябрь-май
1.Соколова Ю. А. Игры
с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия
развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С.
Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И.
А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О.
И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю.,
Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб:
Корона-Век, 2007.