24.04.2023
Цель:
Воспитание чувство патриотизма, уважения к истории нашего народа, к детям,
пережившим войну.
Задачи:Содействовать
расширениюпредставлений детей о стране, её истории. Развивать творческие способности
детей, их исполнительные умения и навыки.
Оборудование: Для 1 сценки: игрушка самолет, на детях простая
одежда: ситцевые платья, на мальчиках рубашки, шорты.
Для 2 сценки: санки, верхняя одежда для 3
мальчиков 20 века: валенки, шапки, пальто или тулупы, теплые штаны.
Для 3 сценки: стол, стул, лоскутная кукла, узелок с хлебом,
картошкой в мундире. платок для мамы.
Презентация:
Слайд № 1.
Ведущий:
Безоблачное детство, говорят,для нас с
тобой, вступившим в этот мир,
А мы сегодня вспомним тех ребят, кто
опалён войною страшной был.
Обычные девчонки и мальчишки,шагнувшие в
войну не понаслышке.
Вам, чьи имена освящаются,Вам, опалёнными
войною, посвящается…
Презентация: Слайд №2.
На экране заставка
посёлок Лычково Новгородская область.
Выходят участники 1 сценки.
1 ребенок сидит и поёт.."Спой нам, ветер, про дикие
горы,
Про глубокие тайны морей, про птичьи разговоры,
Про синие просторы, Про смелых и больших людей..."
Слайд №3. Музыка звука
летящего самолета.
2ребенок— Самолет
летит, наш или немецкий?
3 ребёнок— Скажешь тоже —
«немецкий»… Его утром сбили.
Слайд №4.
2 ребёнок— Наверное, наш
(кричит) — Ой, смотрите, из него что-то сыплется( звуки бомбежки)..Крики, плач.Лишь
1ребенок остается стоять , крепко прижимая к груди игрушку самолёт говорит.
Девочка: Я закончила первый класс. По дороге фашисты
разбомбили поезд наш. В нем было 12 вагонов.
Из двух тысяч детей в живых остались единицы
Свет гаснет.
Участники уходят
Слайд №5 Звуки метронома.
Слайд №6. На экране
Ленинград 1942 год.Выход участников 2
сценки
«Юрка , Котька и Колька».
Слайд №7. Звучит музыка звуков метели.
Появляются
Коля и Котька. У Коли в руках санки. Навстречу с другой стороны идет Юрка.
Юрка: Эй,
мелюзга! Куда это вы с санками собрались?
Котька:Кататься!
Юрка: (подскакивает
к ним, хватает за шивороты)
Эй,
ври, да не заливай! Кто сейчас с горки катается?
Колька: (вырывается) Что
пристал?! Дела у нас!
Юрка:
Ага, дела.. (жалобно) А вы не за едой случайно едете? Ну, там, склад
какой разбомбило или магазин?
Колька:
Ты, кроме еды, о чем-нибудь думать можешь?
Юрка
:А вы можете?!
Котька: (присаживается) Можем!
Расскажи ему, Колька, все равно не отвяжется. А мы опоздаем!
Колька:
Ну, слушай, прилипала! Мамка наша на Васильевском острове работает, это
километров за пять отсюда. А трамваи уже с лета не ходят.
Юрка: Ну.
И что?
Котька: И
то! Она по два часа на дорогу тратит! Домой приходит совсем уставшая. Мы ей с
Колькой тазик с горячей водой ставим, что бы опухоль с ног прошла. А она все
равно час сидит, как неживая.
Коля: И
вот мы с Котькой придумали - какой день уже ходим ее встречать с санками -
пусть хоть обратно будет не идти, а ехать!
Юрка: Ничего
себе! А что мать?
Котька: (усмехнулся)
Первый раз, когда нас увидела на Васильевском, чуть по шее не дала. Да сил не
было. А Колька так строго ей: «Садись! Будем тебя возить. Мужики мы или нет?»
Колька: (засмущался)А
кто о ней позаботиться, если не мы? Папка на войне погиб еще в июне.
Юрка:
Ну, вы молодцы, мелюзга..
Котька: (толкает
брата в бок) Помнишь, она обмануть нас хотела: Говорит утром: «Не встречайте
сегодня, у меня сверхурочная работа!» Но нас не проведешь!
Коля:
ну все-таки обманула нас. Два раза. Другим путем пошла с работы, через мост
Строителей.
Коля:
Мы разделились - я дежурил на Строителя, а Котька - на улице. Потом вместе
домой поехали.
Котька:Она
даже испугалась, когда меня одного с санками увидела - думала что Колька в
бомбежке погиб.
Коля:
Ладно, пора. Бывай, Юрка!
Юрка:
Пока, мелюз..мужики! жмет им руки. Расходятся
Слайд №8.
Выходит ведущий.
Звучит песня « Дети войны» в его исполнении.
Можно
исполнить отрывок песни.
(приложение)
В это время готовятся атрибуты для 3 сценки.
Слайд №9.На экране заставка Омск. 1943год.
Слайд №10.Сценка «Малютка».
За столом сидит девочка и играет с лоскутной куклой.
Ада кукле:Не плачь, не бойся, скоро мамочка с работы
придёт, нас с тобой накормит.А мы с тобой сейчас сядем, будем папе письмо на
фронт писать, как живём, как добрались сюда, как нас здесь встретили хорошо…
Тихонько входит мама (в руках у нее узелок, в
узелке еда – хлеб, картошка в мундире,
Ада. Ой, мама пришла!
Мама. Доченька,как ты тут без меня ? Я на минутку забежала,
покормлю и опять к раненым…А почему ты такая
грустная?
Ада: Папу вспомнила. И Лялю…
Мама:Папа наш на фронте бьётся, нас с тобой защищает и всю страну. А
Ляля…не грусти, не расстраивайся, дочка. Вот заработаем денег и купим
тебе новую куклу.
Ада: Мама, а ты о чём думаешь?
Мама:О папе, как он на танке воюет…
Ада: А сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю
его папе на фронт.
Мама:Ах, ты, моя выдумщица! Дорого, дочка. Не хватит всех наших денег.
Ада: А если все мальчики и девочки отдадут из копилок свои деньги, на
них можно будет купить танк?
Мама: Ну, если все, то можно (Развязывает свой узелок, кладёт вареную
картошку, хлеб)Кушай доченька, это тебе подарок от зайчика.
Ада.Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая.А ты почему не ешь?
Мама.Да ела я, ела. Это тебе.
Ада.Тогда пополам (разламывает картофелину и протягивает матери) ,
Вот, ешь! Ешь, ешь, а то и я есть не буду! (мама улыбается, и откусывая
маленькие кусочки ест,подождав пока мама откусит первый кусочек, тоже
начинает есть).Молча едят. Мать встает.
Мама. Ну, все доченька, пора
мне. (Целует и уходит)
Ада. Свет(обращаясь к кукле), а знаешь, что я придумала? Давай
напишем письмо в газету, попросим всех детей в нашей стране собрать деньги на
советский танк! (Уходит)
Выходит на середину сценыредактор газеты. Ада
идёт , несёт письмо треугольником.
Ада: Я
вам письмо принесла.
Редактор читает: Я-Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города
Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить
Гитлера и тогда поедем домой. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А
теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем
детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка».
Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой.
Редактор: (Смотрит на девочку). Хорошо,
мы опубликуем его в газете «Омская правда».
Голос
ведущего за кадром: И в
редакцию посыпались конверты, написанные неровным детским почерком.
Выходят
дети с конвертами-треугольниками, встают
и читают.
1.Я хочу вернуться в Киев. Вношу
собранные на сапоги деньги — 135 рублей 56 копеек — на строительство танка
«Малютка». Алик Солодов. 6 лет«.
2.«Мама хотела купить мне новое
пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко. Тамара Лоскутова».
3. «Дорогая
незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень
хочу домой, потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы
наш танк разбил врага. Таня Чистякова».
Слайд №11.
Редактор Деньги поступали ежедневно – рубли, даже мелочь, всё, что
было в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с
мечтой о желанной игрушке или необходимой вещи. И всё-таки дети отдавали свои накопления
с радостью: ведь они помогали фронту.В мае 1943 года пришёл
ответ от Верховного Главнокомандующего:
«Прошу передать
дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160886
рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского
Союза И. Сталин.» |
Слайд №12.
Ребенок:Отец Ады, старший лейтенант Александр Занегин, пал смертью
храбрых в бою под Курском.
Слайд №13.
Ребенок:Танк «Малютку» вручили одесской комсомолке Кате Петлюк, она была
механиком-водителем. Доподлинно неизвестно, какова была дальнейшая
судьба танка «Малютка». По некоторым данным, он дошёл до Берлина.
Слайд №14.А 19 мая 1975 года в Омске состоялась встреча Адели
Воронец (Занегиной) и Екатерины Петлюк..
Слайд
№15.Выходят все участники.
Исполняетсяпесня
«Мамы и папы мы не хотим войны».
На экране можно показать слайды тех, кто пережил детьми войну.