17.01.2024
Методические рекомендации педагогам по формированию
у детей дошкольного возраста связной речи.
Овладение родным языком является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном
дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Для
повышения эффективности работы в ДОУ по вопросу развития связной речи детей
дошкольного возраста на педсовете были разработаны следующие рекомендации.
1. Использовать на занятиях по составлению
рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают
у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до
окончания занятия;
2. Включать в занятия по данным видам
рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение
и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
3. После прослушивания рассказов сверстников
предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
4. Перед выполнением задания обязательно делать
установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения,
которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять
детей, которые выполняют данное требование;
5. Использовать на занятиях знания о
мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и
стимулировать мотивацию деятельности;
6. Всегда предлагать четкий план рассказа, если
он необходим;
7. Работая над развитием связной речи,
использовать серии сюжетных картинок, т.к. они помогают дать детям
представление о композиции, структуре высказывания, помогли бы стимулировать
формирование различных синтаксических конструкций, разнообразных типов связей
между предложениями, между частями высказывания. Есть разные варианты
использования сюжетных картинок. Например: закрыть последнюю картинку и
предложить придумать окончание истории; закрыть картинку в середине и
предположить что же произошло, почему так окончилась история и т.д.
8. Для составления рассказов по серии сюжетных
картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки
понятного содержания без лишних деталей;
9. Вместо физкультминуток использовать обучающие
игры, но придавать им подвижный характер;
10. Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними
и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные
методикой.